Промышленности нужно снижение ключевой ставки ЦБ хотя бы до 11-12%
Ныне в 10:00, просмотров: 273
На заседании совета директоров Центробанка в пятницу, 13 марта, будет опять рассматриваться вопрос о ключевой ставке. Ее нынешний размер – это дамоклов меч, нависший над всей экономикой страны. В первую очередность, от этого страдает реальный сектор, у которого практически не осталось ресурсов на поддержание бизнеса на плаву.
фото: Геннадий Черкасов
Хотя бы в какой-то мере облегчить текущее поза предприятий поможет снижение ставки ЦБ до 11-12%. Об этом говорят будто эксперты, так и предприниматели. От того, после какого слова в предложении, вынесенном в заголовок, поставят запятую члены совета директоров ЦБ РФ, напрямую зависит дальнейшая судьбина всего российского бизнеса.
К исходу первого квартала индустрия, чтобы обслуживать взятые ранее кредиты, в прямом смысле «доедает» имеющиеся запасы. На сервис ранее взятых кредитов уходит уже едва-едва ли не все, что зарабатывают предприятия. Еще чрез несколько месяцев, если ставка не опустится, само понятие «российская экономика» совместно с производством может превратиться в порожний звук.
Уже в начале года промышленные предприятия тратили на сервис долгов до 50% прибыли, в обрабатывающих отраслях на это уходит две трети заработанного. Этак что описанная выше перспектива – совершенно не фигура речи.
«Проедание» промышленности – полбеды. Вторая проблема заключается в росте процентных ставок по кредитам. Ныне банки предлагают предприятиям кредиты под 30-35% годовых и выше. В то же пора прибыль в обрабатывающей промышленности упала в 2014 году на 44% в сравнении с предыдущим годом, а рентабельность в машиностроении снизилась до 3%. Одна из возможных мер по исправлению ситуации, помимо снижения ставки ЦБ хотя бы до 11-12%, — обеспечение предоставления долгосрочных кредитов (на срок более 1 года) по ставке не выше ставки Центробанка (сейчас – 15%).
Иначе индустрия может добалансироваться до того, что уже чрез несколько месяцев предприятия станут банкротиться «пачками». Людей отправят на улицу, а банки останутся без выплат по кредитам. Что, в свою очередность, спровоцирует кризис всей финансовой системы страны.
Масштабный кризис просроченной задолженности – это вполне вероятный вариант дальнейшего развития событий. Ныне промышленность выжимает из себя последние «соки», чтоб расплатиться по ранее взятым кредитам. Завтра, если ключевую ставку не понизят, все ресурсы закончатся. И тогда начнется кризис финансового сектора, и спасать уже придется не лишь промышленность, но и банки. В какие триллионы выльется эта операция, тяжело даже предположить. Признаки надвигающейся катастрофы в этой сфере уже проявляются в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где ныне зафиксирован наибольший рост просроченной задолженности.
Помимо повышения ставки ЦБ, к росту издержек по обслуживанию валютных кредитов привело двукратное снижение курса рубля в 2014 году. На страницах прессы уже отшумела вал публикаций о бедах людей, взявших ипотечные кредиты в валюте. Про схожие проблемы у предприятий говорят меньше. А между тем, долговые валютные обязательства лишь «АвтоВАЗа» из-за колебаний курса выросли на 3,5 млрд рублей и составляют ныне 12,7 млрд.
Выход все еще кушать. По мнению экономистов и промышленников, снижение ключевой ставки ЦБ РФ до 11-12% — мера важная, однако не единственная. Среди других первоочередных действий – реализация программы докапитализации частных банков, создание специализированных банков, решение проблем долгов банков и системообразующих компаний перед западными кредиторами, меры по поддержке кредитования приоритетных отраслей – таких будто сельское хозяйство, жилищное стройка и машиностроение.
Андрей Миронов
Экономика — Московский Комсомолец