Основным фактором снижения импорта стала девальвация рубля, волны которой продолжались весь 2014 год, констатирует экономист центра макроэкономического анализа Альфа-банка Дмитрий Долгин.
По его словам, заменить выпадающий ввоз будет непросто: если во пора кризиса 1998 года девальвация и падение импорта усилили внутренних производителей за счет задействования ранее не использовавшихся мощностей, то сейчас этот ресурс ограничен.
РБК
На падение импорта также повлияло снижение спроса – российский ВВП почитай не рос — а также ничтожный рост экономик основных торговых партнеров, к примеру, крупнейшего импортера в Россию Китая (его ВВП в 2014 году вырос итого на 7,4% – самый низенький показатель роста за 24 года).
Ввоз в Россию товаров из Китая за 2014 год упал на 4,3%, а в четвертом квартале 2014 года по сравнению с четвертым кварталом 2013 года – и вовсе на 10,7%.
Падение импорта из Китая, несмотря на декларируемый «разворот» России на Восход, показывает, что реальных условий для этого создано не было, и в целом падение внешнеторгового оборота с этой страной укладывается в рамки общей тенденции.
Разнонаправленная динамика импорта из стран Таможенного союза объясняется тем, что в феврале в Казахстане произошла девальвация тенге, приведшая к росту импорта в Россию (ее эффект был нивелирован лишь в декабре), в то время будто в Белоруссии подобного не было.
Падение импорта из Белоруссии в размере чуть более $ 2 млрд почитай полностью приходится на категорию машин и транспортных средств. Белоруссия искусственно пытается вычесть курс своего рубля, потому закупки большегрузной техники, тракторов из этой страны для России стали невыгодны, объясняет экономист из ВШЭ Дмитрий Болкунец.
После введения в августе Россией продуктовых контрсанкций эксперты предполагали, что ввоз из стран СНГ может дополнительно вытянуться за счет реэкспорта запрещенной продукции из стран Таможенного союза.
Однако эти ожидания не оправдались, указывает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов: ввоз товаров санкционных категорий из Белоруссии сократился в четвертом квартале 2014 года к аналогичному периоду 2013 года почитай на 11%, из Казахстана – на 22% (рост импорта из Казахстана за год пришелся в основном на категории машин, металлов и минеральных продуктов).
Наибольшее падение испытала самая крупная категория импортируемых товаров – машины и оборудование: их ввоз в денежном выражении сократился на 12,5%.
Сильнее итого «просели» транспортные средства, грузовая и сельскохозяйственная техника, падение импорта которых за год превысило 20%. В самой большенный категории ввозимой техники – транспортные средства и их части – падение за 2013 год составило более 21% (до $ 31,2 млрд), при этом в четвертом квартале – более чем на 41%.
Ввоз легковых автомобилей – самой крупной группы товаров в рамках этой категории – сократился на 22,6% (до $ 13,15 млрд). Части и кузова легковых автомобилей (вторая и третья группы) «провалились» почитай на 19% за год (в сумме до $ 12,6 млрд).
По словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, ввоз легковых автомобилей в 2014 году составлял возле 30% всего рынка, еще возле 40% – собираемые из импортных составляющих автомобили. В 2015 году снижение импорта уменьшит конкуренцию на рынке, что приведет к дальнейшему росту цен на производимые в России автомобили.
Больше остальных – почитай на 25% по сравнению с предыдущим годом – сократились поставки строительной техники.
Единственная крупная группа товаров, в которой объем импорта не снизился, – компьютеры и их комплектующие: в 2014 году их было ввезено почитай на $ 9,9 млрд, т.е. на 9% больше, чем годом ранее, при этом в четвертом квартале рост составил более 27%.
Кто оказался в выигрыше
Одной из показавших рост категорий импорта стали товары, проходящие под «секретным кодом».
К ним относятся будто военные, так и гражданские товары, ввоз которых, по мнению властей, может оказать воздействие на национальную безопасность и потому является государственной тайной.
Острый скачок за год – почитай на $ 3,5 млрд – был зафиксирован в торговле с США (без учета этой категории всеобщий импорт из этой страны сократился бы на 10,3%, с $ 14,6 млрд до $ 13,1 млрд).
Источники газеты «Коммерсантъ», близкие к американской администрации, в декабре 2014 года указывали, что доля повышения по «секретным кодам» приходится на контракт «Аэрофлота» с компанией Boeing, поставившей российскому авиаперевозчику шесть Boeing 777-300 ER (стоимость заключенной в 2011 году сделки, в которую входило восемь воздушных судов, составляла $ 1,156 млрд; позже «Аэрофлот» договорился об опционе еще на восемь таких же самолетов).
Меньше продуктов
Сокращение импортных поставок еды успели ощутить большинство россиян: лишь по данным Росстата, рост цен на продовольственные товары в 2014 году составил 15,4%. За январь 2015-го – еще на 5,7%.
Подсчеты РБК показывают, что в целом в 2014 году поставки продовольствия (без учета сельхозсырья) в стоимостном выражении сократились на 9% (с $ 39 млрд до $ 35,4 млрд), а в весе – на 7%.
РБК
Основной удар ожидаемо пришелся на подпавшие под антисанкции продовольствие: если поставки незапрещенной еды сократились итого на 5%, то санкционной – на 13%.
При этом нескольким странам – прежде итого Бразилии, Чили и Сербии – удалось заработать на российском эмбарго, хотя целиком возместить падение импорта с других направлений они не смогли.
Последние новости по разделу Новости бизнеса на сайте korrespondent.net